Пренебрежение вузовской наукой обернется для страны катастрофой
Я не вижу ничего положительного от той административной реформы, которая осуществлена в сфере управления образованием и наукой на федеральном уровне. Нынешняя конструкция системы управления образованием и наукой в России является весьма хрупкой и в то же время рыхлой, эффективность ее вызывает большие сомнения. Опыт развитых стран мира показывает, что лучше всего наука развивается в университетах. Здесь мы имеем гармоничное сочетание опыта крупных ученых с энергией и талантом молодых исследователей, аспирантов и студентов, здесь средства, выделенные но научный поиск, работают одновременно и на производство новых научных знаний, и на обогащение этими знаниями общества.
Было бы в высшей степени справедливо, если бы в государственной политике социально-экономического развития России произошли изменения, направленные но более полное использование огромного научного, образовательного и инновационного потенциала высшей школы. В сложившейся непростой ситуации в экономике России целесообразно приоритетно развивать вузовский сектор науки. Речь идет о формировании инновационной российской экономики, где вклад его может быть максимальным. Это объясняется тем, что вузовский сектор науки способен одновременно наращивать "человеческий капитал" и воплощать полученные научные знания в инновационные технологии, а это и является главным фактором формирования инновационного пути развития российской экономики.
В связи с этим правительство, новое руководство Министерства образования и науки РФ должны сделать все, чтобы вузовский сектор получил интенсивное и полномасштабное развитие, чтобы его роль и место в едином научно-техническом и инновационном комплексе страны стали более весомыми и значимыми. Для этого он имеет все основания. Необходимо принять меры к ускорению преобразования ведущих университетов страны, начатое Минобразования России, в учебно-научно-инновационные комплексы, которые имеют все возможности успешно реализовывать полный инновационный цикл (ряд технических университетов это уже реализует на практике): фундаментальные научные исследования - поисковые научные исследования - разработки - создание опытных образцов новой техники - производство товарной продукции - коммерциализация результатов научных исследований и передача технологий и наукоемкой готовой продукции из университета в промышленность, а также кодровое обеспечение.
Эти уникальные возможности вузовского сектора науки крайне необходимо использовать на благо возрождения России, для решения проблем научно-технологического прорыва, подготовки специалистов для инновационной деятельности.
Считал бы целесообразным в рамках Министерства образования и науки РФ сформировать промышленно-технологический совет, который отвечал бы за разработку и создание уникальных инновационных технологий, обеспечивающих приоритет России, Высшая школа СССР имела серьезный опыт разработки и создания такого масштаба и ранга технологий и техники. Речь идет о выдающемся вкладе ОКТБ при вузах в технологическое развитие отдельных отраслей промышленности, в том числе ВПК. Необходимо восстановить в высшей школе институт главных конструкторов по самым важным технологиям, техническим системам, машинам, прибором, возродить деятельность и создавать новые ОКТБ при научных вузах, ориентировать высшую школу на выполнение крупных инновационных корпоративных проектов, направленных на комплексное решение научно-технологических и экономических проблем региона или отрасли и т.п.
Нельзя лишать вузы базового финансирования научных школ. Это очень скромное финансирование (по подсчетам, в масштабах всей высшей школы оно составляет всего лишь 500 миллионов рублей)консолидирует коллективы ученых различных вузов, держит их в "научном тонусе". Как заявляет министр образования и науки А. Фурсенко, научные роботы ученых и преподавателей университетов будут финансироваться исключительно на основе конкурса, а РАН и другие государственные академии будут по-прежнему иметь базовое финансирование и, кроме того, участвовать в конкурсе программ, проектов и грантов. Это, по крайней мере, несправедливо. Заведомо дается огромная фора ученым академического сектора. Во-первых, потому, что профессор и доцент вуза имеют учебную нагрузку в объеме 500 и 800 часов в год соответственно, поэтому им очень трудно выкраивать время на написание конкурсных заявок и конкурировать с учеными, которые заняты исключительно научной деятельностью. Во-вторых, если, допустим, по результатам конкурса выиграют проекты ученые каждой пятой или десятой кафедры университета, то как можно обучать студентов, особенно магистрантов, на остальных кафедрах без проведения там фундаментальных научных исследований? В-третьих, базовое финансирование вузовской науки давало возможность профессорско-преподавательскому составу иметь небольшую прибавку к мизерной зарплате профессора и доцента, теперь они будут этого лишены. В-четвертых, практика проведения конкурсов в РФФИ, других известных фондах свидетельствует о том, что доля победителей в конкурсе ученых из университетов очень невелика, да и в основном они представлены небольшим числом столичных вузов. И не потому, что в университетах отсутствуют достойные научные школы, нет крупных ученых, которые способны успешно выполнять серьезные фундаментальные научные исследования, а потому, что, кок повелось на Руси, членами конкурсных комиссий являются в основном представители академического сектора науки. Они же, как известно, убеждены в том, что вузовская наука является второсортной и нечего на нее тратить даже мизерные финансовые средства (доля госбюджетного финансирования вузовского сектора науки составляет немногим более 7 процентов от объема средств, выделяемых из федерального бюджета на науку гражданского назначения).
Когда Андрей Александрович Фурсенко уверяет нас в том, что вузовская наука в силу изменения порядка ее финансирования не только не проиграет, а даже выиграет - стоит только удачно сформировать экспертные конкурсные комиссии, в это с трудом верится. Блажен, кто верует.
Мы обоснованно надеялись, что модернизация высшего образования пойдет в направлении усиления вузовского сектора науки, достижения паритетности в финансировании с академическим сектором науки. Но этого не случилось. Ученые вузов не без основания считают, что вузовский сектор в результате предлагаемых реформ будет вытеснен на еще более второстепенные позиции, чем он занимал до настоящего времени. Вузовский сектор науки в опасности!
Тем более что весьма поспешным и непродуманным шагом является предложение правительство об отмене моратория на приватизацию образовательных учреждений. Этот акт - сильнее чернобыльской катастрофы, который действительно приведет не только к потере имиджа страны, но и поставит под вопрос будущее России.
Нам еще долгие десятилетия придется расхлебывать приватизацию экономики "по Чубайсу". Где гарантии, что приватизация в сфере образования "по Грефу и Кудрину" не приведет к полному разрушению одной из лучших систем образования мира - российской системы образования? У нас любое действие всегда равно нулю или со знаком минус. Мы это прекрасно помним.
Наше образование, вузовская наука выжили в труднейшее время только благодаря тому, что государство не вмешивалось в деятельность образовательных учреждений. Университеты научились работать в условиях, когда из бюджета выделялось лишь треть требуемых средств на их существование. С деньгами лучше не стало, но зато без учета реальных возможностей предлагается часть вузов передать на региональный уровень. Большинство таких высших учебных заведений, будучи переданными на содержание субъектов РФ, прекратят свое существование в силу того, что только единицы субъектов Российской Федерации способны содержать весьма ограниченное количество высших учебных заведений, особенно технического или медицинского профиля. Например, сможет ли бюджет Ростовской области содержать такие крупнейшие вузы страны, как Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), Ростовский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет? Конечно, нет. Помню, Анатолий Собчак, будучи мэром Санкт-Петербурга, просил Б.Ельцина передать более 40 вузов Санкт-Петербурга под юрисдикцию администрации города. Однако расчеты экономистов показали, что бюджет такого крупного и сравнительно благополучного города, каким является Санкт-Петербург, способен содержать не более четырех вузов. На этом разговоры передаче санкт-петербургских вузов с федерального на региональный бюджет были прекращены. Но, как видим, годы прошли, и попытки возобновлены. От незнания или с умыслом?
Расчленение Министерства образования РФ на ряд самостоятельных юридических лиц в виде федеральных служб и агентств привело к тому, что вузы, которые по существу являются едиными научно-образовательными и инновационными комплексами, теперь управляются двумя не зависимыми друг от друга федеральными агентствами по образованию и по науке и инновациям. Результат - реальное отделение науки от высшей школы.
В силу вышеизложенного все мы, кто связал свою жизнь с образованием и наукой, кто видит в них основу возрождения России, не можем быть сторонними наблюдателями тех негативных процессов, которые начали развиваться в нашей стране в сфере образования и науки.
Мы обязаны предостеречь руководство страны, депутатов Госдумы, новое руководство Министерства образования и науки, общество от революционных шагов в области науки и образования. Пока что российские реформаторы, "революционеры" новой волны не доказали и, тем более, не убедили общество, что предлагаемые ими преобразования повысят качество образования, укрепят его фундаментальность, выведут науку на более высокий уровень. Скорее, наоборот, они опустят планку, что будет трагично для России. Эти новые реформаторы, люди без страха и сомнений, действуют так же решительно, но непродуманно, как действовали либералы-гайдаровцы в начале 90-х годов прошлого века. Реформы только тогда достигают своих целей, когда в их подготовке и обсуждении участвуют профессионалы, широкая общественность, когда главным принципом реформ является принцип, сформулированный медиками: "Не навреди", а также житейская мудрость: "Семь раз отмерь, один раз отрежь".
Учитывая нависшие над всем образованием России и вузовской наукой грозовые тучи из-за внесенных правительством поправок к законам "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые, по словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке О. Смолина, носят антинародный характер, считаю необходимым собрать Всероссийский съезд работников образования до проведения вторых и третьих чтений по данному законопроекту в Госдуме.
На съезде с докладом должен выступить премьер Правительства РФ с изложением причин по существу отказа государства от всех своих обязательств в области образования, как это следует из правительственных поправок к законам об образовании.
Съезд должен принять решение, без учета которого Госдума не решилась бы проводить дальнейшее рассмотрение правительственных поправок к законам, относящимся к сфере образования и науки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий