Powered By Blogger

среда, 24 марта 2010 г.

Гильотина для науки (газета "Московская Правда" 29.07.2004 г.)

В последнее время объектом пристального внимания нового правительства России стала система образования и прежде всего - высшая школа. Раздаются голоса, что в стране слишком много вузов, не худо бы часть закрыть. Дескать, вузов у нас более трех тысяч, включая государственные, а также филиалы, в то время как в Советском Союзе было около 680, то есть сейчас в пять раз больше. Такие рассуждения напоминают известные кампании по формированию через СМИ общественного мнения по отношению к тем, кого хотели предать остракизму. В данном случае кампания ведется против высшей школы, которая не покорилась реформаторам в начале 1990-х, выстояла в самые трудные для экономики годы и показала свою дееспособность.

Соответствуют ли действительности сведения об огромном количестве вузов и обучающихся за счет бюджета студентов? Давайте проанализируем информацию, опираясь на официальные данные.

Начнем с того, что филиалы - несамостоятельные учебные заве­дения, поэтому бюрократический счет количества вузов смахивает на лукавство. Да и в СССР на мо­мент распада насчитывалось не 680, а 911 вузов, многие из кото­рых имели по два и более филиа­лов. В России в 1990 году было 514 высших учебных заведений, в 2002 году стало 1039, то есть ко­личество увеличилось не впятеро, а вдвое. За счет чего? Сегодня в стране 655 государственных вузов (увеличение произошло в основ­ном за счет создания высших учебных заведений в федеральных силовых структурах), в 2002 году действовало 384 аккредитованных негосударственных вуза.

Таковы реальные данные о количестве высших учебных заве­дений. Теперь о том, сколько сту­дентов получает образование за счет бюджета. Нас уверяют: 5,5 миллиона. Между тем если в 1990 году в вузах России обучалось на бюджетной основе 2.824.000 сту­дентов, то г 2002-м - 2.919.800, то есть всего на 95 тысяч больше. Платят за свою учебу в государ­ственных и негосударственных ву­зах 3.027.900 человек, или 50,9% от общего количества студентов.

Утверждается, что из-за рос­та количества вузов произошло падение уровня нашего образова­ния, из-за чего страна теряет имидж, несет экономические убытки. И здесь все поставлено с ног на голову.

Абсолютное большинство го­сударственных вузов за последние 10-12 лет не только не сдали сво­их позиций, но и значительно по­высили уровень деятельности. За эти годы увеличилась доля докто­ров наук с 6,2% в 1990-м до 11,0% в 2002-м), открыты новые научно-ооразовательные центры, университетские технопарки, НИИ, инновационно-технологичес­кие центры и т.д. Ведущие вузы последовательно трансформиру­ются в крупные университетские и учебно-научно-инновационные комплексы, в университетские об­разовательные округа. Они выиг­рывают гранты не только россий­ских, но и зарубежных фондов, уверенно входят в мировое обра­зовательное пространство...

Все это достигнуто благодаря тому, что федеральными закона­ми «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональ­ном образовании» вузам была предоставлена большая самосто­ятельность, даны определенные налоговые льготы. Да, государ­ство в начале 1990-х ушло из об­разования, но взамен даровало свободу и широкое поле деятель­ности. А в том, что сейчас сло­жилась нелепая ситуация, когда образование, наука идут парал­лельными с экономикой путями, практически не пересекаясь, нет их вины. Виновата «сырьевая» оте­чественная экономика, которая не востребует результаты НИОКР, наукоемкие технологии, выпускни­ков вузов.

Реформы надо начинать не с сокращения числа вузов, а с ре­шительного перехода отечествен­ной экономики от «сырьевого» к инновационному пути развития. Инновационная экономика, как магнит, будет притягивать к себе специалистов с высшим образова­нием, она, как губка, будет впи­тывать в себя новые научные зна­ния, новые технологии. Особенно осторожно нужно подходить к закрытию вузов в регионах, где они очень часто являются не толь­ко единственным источником под­готовки кадров, но и единствен­ным центром науки, культуры, образования.

Я согласен с тем, что необхо­димо навести порядок с открыти­ем филиалов государственных ву­зов, ужесточить требования к со­зданию коммерческих высших учебных заведений. Именно в этом секторе высшей школы Рос­сии заложены мины, которые мо­гут подорвать ее фундаменталь­ные основы - качество, научность, системность, практическую на­правленность. Но все это нужно осуществлять не путем проведе­ния кампаний, как это анонсиру­ет Министерство образования и науки, обещая приступить с осе­ни к закрытию вузов, а путем при­нятия новой нормативной базы в сфере образования.

Думаю, что можно значитель­но сократить число государствен­ных вузов не путем их закрытия, а объединением с крупными уни­верситетами, созданием универ­ситетских комплексов. И не надо бояться, если после объединения университет будет насчитывать 30, 40 или 50 тысяч студентов!

Весьма опасным, поспешным и непродуманным шагом являет­ся предложение правительства об отмене моратория на приватиза­цию образовательных учрежде­ний. Нам еще долгие десятилетия придется расхлебывать приватиза­цию экономики «по Чубайсу». Где гарантии, что приватизация в сфе­ре образования «по Грефу и Куд­рину» не приведет к полному разрушению одной из лучших систем образования - российской? У нас любое действие всегда равно нулю или со знаком минус. Мы это пре­красно помним.

Предложение об отмене мо­ратория на приватизацию учебных заведений - акт сильнее черно­быльской катастрофы, он действи­тельно приведет не только к по­тере имиджа страны, но и поста­вит под вопрос будущее России. То же можно сказать о большин­стве правительственных предло­жений, которые включены в па­кет по реформированию образо­вания и уже приняты Госдумой в первом чтении.

Закрытый характер подготов­ки документов по корректировке федеральных законов, касающих­ся образования, практикуемый ныне правительством, его попыт­ка протолкнуть их принятие в Гос­думе без широкого обсуждения вызывают у общества обоснован­ные подозрения и тревогу. Нас хотят отстранить от общепринято­го демократического процесса разработки и принятия основопо­лагающих документов, от которых зависит судьба российского обра­зования и науки.

Что вынашивает правительство в отношении образования, стано­вится ясным из разработанной им программы реструктуризации бюджетного сектора, внесенных изменений и дополнений к зако­нам «Об образовании», «О выс­шем и послевузовском професси­ональном образовании», другим законодательным актам. После принятия поправок к 158 законам и отмены 41 закона резко в худ­шую сторону изменится ситуация в системе образования в целом, в том числе в высшей школе. Опас­ность видится не только в сокращении финансирования из федерального бюджета. Самые серьезные последствия повлечет за собой преобразование образова­тельного учреждения в организа­цию, что открывает путь к прива­тизации государственных и муни­ципальных образовательных уч­реждений, лишению их ряда су­щественных льгот, без которых они не смогут осуществлять свою деятельность.

Поспешно, без учета реаль­ных возможностей, предлагается часть вузов передать на регио­нальный уровень. Большинство в этом случае просто прекратит свое существование. Почему? По­тому что бюджет большинства субъектов РФ способен содер­жать лишь весьма ограниченное количество вузов, особенно тех­нического или медицинского про­филя. Возьмем, например, Рос­товскую область. Ее бюджет явно не потянет такие крупнейшие вузы, как Южно-Российский госу­дарственный технический универ­ситет (Новочеркасский политехни­ческий институт), Ростовский го­сударственный университет, Та­ганрогский государственный ра­диотехнический университет.

Помнится, Анатолий Собчак, будучи мэром Санкт-Петербурга, просил Бориса Ельцина передать более 40 вузов Санкт-Петербур­га под юрисдикцию администра­ции города. Однако расчеты эко­номистов показали, что бюджет такого крупного и сравнительно благополучного города, как Санкт-Петербург, способен взять на себя не более четырех вузов. На этом разговоры о передаче питерских высших учебных заве­дений с федерального на регио­нальный бюджет были прекращены…

Вызывает большую тревогу расчленение Минобразования РФ на ряд самостоятельных юриди­ческих лиц в виде федеральных служб и агентств. В сипу этого вузы, которые по существу явля­ются едиными научно-образова­тельными и инновационными ком­плексами, теперь управляются двумя не зависимыми друг от дру­га федеральными агентствами - по образованию и по науке и инно­вациям. Произошло, образно го­воря, виртуальное объединение образования и науки, но реальное отделение науки от высшей шко­лы.

Не вижу ничего положитель­ного от той административной ре­формы, которая осуществлена в сфере управления образованием и наукой на федеральном уров­не. Нынешняя конструкция систе­мы управления образованием и наукой в России на федеральном уровне является весьма хрупкой и рыхлой. Эффективность этой системы управления вызывает большие сомнения.

Я был и остаюсь убежденным сторонником развития науки глав­ным образом в университетах, потому что здесь реально можно обеспечить преемственность поко­лений ученых, гармоничное соче­тание опыта старшего поколения с энергией и талантом молодых исследователей, аспирантов, сту­дентов. Рубль, выделенный уни­верситетам на научные исследо­вания, работает одновременно и на производство новых знаний, и на обновление образовательного процесса, и на подготовку кадров высшей квалификации, и на при­общение к научной деятельности молодежи.

Нельзя лишать вузы базового финансирования научных школ. Это очень скромное финансиро­вание (в масштабах всей высшей школы страны оно составляет лишь 500 миллионов рублей!) кон­солидирует коллективы ученых различных вузов, держит их в «на­учном тонусе». По словам мини­стра образования и науки Андрея Фурсенко, научные работы уче­ных и преподавателей универси­тетов будут финансироваться ис­ключительно на основе конкурса, а РАН и другие государственные академии будут по-прежнему иметь базовое финансирование и, кроме того, участвовать в конкур­се программ, проектов, грантов.

Это по крайней мере неспра­ведливо. Заведомо дается огром­ная фора ученым академическо­го сектора, ведь у вузовского про­фессора, у доцента немалая учеб­ная нагрузка, им гораздо труднее выкраивать время на написание конкурсных заявок. Вдобавок это ставит под вопрос существование многих вузовских кафедр. Пред­ставим, что по результатам кон­курса финансирование выиграют ученые каждой пятой или десятой университетской кафедры, как тогда обучать студентов и особен­но магистров на остальных, если не будут проводиться фундамен­тальные научные исследования? Ведь на то и конкурс, что кто-то выигрывает, а кто-то остается в стороне. Вдобавок базовое фи­нансирование вузовской науки давало возможность хотя бы не­большой прибавки к мизерной зарплате профессора и доцента, теперь они будут этого лишены.

Практика проведения конкур­сов в РФФИ, других известных фондах свидетельствует о том, что доля победителей в конкурсе уче­ных из университетов очень неве­лика, да и в основном они пред­ставлены небольшим числом сто­личных вузов. И не потому, что в университетах нет достойных на­учных школ, нет крупных ученых, которые способны успешно вы­полнять серьезные исследования, а потому, что, как повелось на Руси, членами конкурсных комис­сий являются в основном предста­вители академического сектора науки, которые убеждены: вузов­ская наука является второсортной и нечего на нее тратить даже ми­зерные финансовые средства (доля госбюджетного финансиро­вания вузовского сектора науки составляет немногим более 7% от объема средств, выделяемых из федерального бюджета на науку гражданского назначения)

Андрей Александрович Фурсенко уверяет нас в том, что ву­зовская наука в силу изменения порядка ее финансирования не только не проиграет, а даже вы­играет, стоит только удачно сфор­мировать экспертные конкурсные комиссии. Блажен, кто верует! Мы обоснованно надеялись, что модернизация высшего образова­ния поможет усилить вузовскую науку, обеспечить паритетность в финансировании с академическим сектором науки. Но этого не слу­чилось.

Все мы, кто связал свою жизнь с образованием и наукой, кто видит в них основу возрож­дения России, не можем быть сторонними наблюдателями тех негативных процессов, которые начали развиваться в нашей стра­не в сфере образования и науки. Мы обязаны предостеречь руко­водство страны, депутатов Гос­думы, новое руководство Мини­стерства образования и науки, общество от революционных шагов в области образования, которые несовместимы с самой сущностью, здоровой консерва­тивностью образования. Пока что российские реформаторы, «ре­волюционеры» новой волны не убедили общество, что предла­гаемые реформы в сфере обра­зования повысят его качество, выведут на более высокий уро­вень. Эти новые реформаторы, люди без страха и сомнений, действуют так же решительно, но непродуманно, как и либера­лы в начале 90-х годов...

Реформы только тогда дос­тигают своих целей, когда они го­товятся основательно, когда в их подготовке и обсуждении уча­ствуют профессионалы, широкая общественность, когда главным принципом реформ является принцип, сформулированный ме­диками: «Не навреди».

Образование затрагивает ин­тересы практически всех семей нашей страны и было бы правиль­но, приступая к грандиозным ее реформам, спросить через ре­ферендум у народа, согласен он с тем, что предлагается. Учиты­вая нависшие над всем образо­ванием России грозовые тучи, считаю необходимым собрать Всероссийский съезд работников образования до проведения вто­рых и третьих чтений по данно­му законопроекту в Госдуме. На съезде с докладом должен выс­тупить глава правительства с из­ложением причин, в силу кото­рых государство по существу отказывается от всех своих обя­зательств в области образования. Съезд должен принять решение, без учета которого Госдума не могла бы проводить дальнейшее рассмотрение правительствен­ных поправок к законам, отно­сящимся к сфере образования. Российское образование в се­рьезной опасности.

Валентин ШУКШУНОВ,

Президент Международной академии наук

высшей школы, профессор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий