Powered By Blogger

среда, 24 марта 2010 г.

ОШИБКА ДЛИНОЙ В ШЕСТЬ ЛЕТ


Будет ли проведена «работа над ошибками» в модернизации образования?

Подписанный Президентом России Д.А.Медведевым Указ, согласно которому упраздняются Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), направлен на ликвидацию негативных последствий административной реформы, проведенной под руководством господина Козака в нашей стране в 2004 году. С самого начала было очевидным, что это – провальная затея. Она усложняет управление, приводит к увеличению численности чиновников, порождая безответственность.

В газете «Московская правда» от 29 июля 2004 г. в статье «Над российским образованием сгущаются тучи» я писал: «Не вижу ничего положительного от той административной реформы, которая осуществлена в сфере управления образованием и наукой на федеральном уровне. Нынешняя конструкция системы управления образованием и наукой в России на федеральном уровне является весьма хрупкой и рыхлой. Эффективность этой системы управления вызывает большое сомнение.

…Вузы, которые по существу являются едиными научно-образовательными и инновационными комплексами, теперь управляются двумя, не зависимыми друг от друга федеральными агентствами – по образованию и по науке и инновациям. Произошло, образно говоря, виртуальное объединение образования и науки, но реальное отделение науки от высшей школы».

Я высказывался ранее и повторяю сейчас, что не согласен также и с объединением Минобразования и Миннауки России, которое привело к ослаблению позиции как системы образования, так и вузовского сектора науки. Я считаю, что аморфная, нежизнеспособная структура Министерства образования и науки РФ, которая не пошла на пользу ни системе образования, ни науке. Необходимо как можно быстрее принять Указ Президента РФ о разделении Минобрнауки России на два министерства – науки и образования.

Я не согласен, главное, с вектором реформ в сфере образования, осуществляемых руководством Минобрнауки России. Я не согласен с тем, что именно сегодня наступило время такого рода реформ в сфере образования (механическое объединение и сокращение количества вузов, ничем не обоснованным переходом на двухуровневую систему высшего образования, силовое внедрение ЕГЭ, урезание прав коллективов вузов при избрании ректоров и т.п.). Я не согласен с тем, что руководство Минобрнауки РФ рассматривает вузы только как субъекты рынка, оказывающие услуги, а не научно-образовательные центры, развитие которых определяется государственной поддержкой и заботой общества.

Анализируя деятельность руководства Минобрнауки России вот уже на протяжении шести лет, к сожалению, пришел к выводу, что оно не способно формулировать ни глобальную, ни частные цели модернизации образования. Оно не способно определить приоритеты модернизации образования, установить нормальные отношения с общественностью, выстроить свои действия по модернизации образования в единую систему и оценить последствия своих действий, не способно даже понять, какие главные проблемы российского образования должны быть решены. Руководство Минобрнауки России с большим удовольствием, широкомасштабно проводит замену в вузах самых активных, высококвалифицированных ректоров менеджерами, как правило, людьми, чей вклад в развитие науки и образования не виден даже под микроскопом.

То есть, выбрав ошибочный вектор модернизации российского образования, руководство Минобрнауки России превращает в жалкую копию европейской уникальную российскую (советскую) систему образования. В результате то, что сегодня осталось от нее, не представляет интереса для других стран, даже для государств-участников СНГ. Мы потеряли фундаментальность, научность, системность и практическую направленность нашей российской системы образования.

Я считаю, что введение двухуровневой системы высшего образования – это гильотина для российской инженерной школы. В результате проводимой модернизации образования в России она стремительно теряет свою самобытность, свои лучшие традиции и достижения, а общество, замороченное пустыми словами, еще не способно осмыслить в полной мере масштабы национальной катастрофы.

Возникает вопрос, кто и когда ответит за так называемую модернизацию образования, которая привела к ее разрушению? Что мы должны ждать нового «Ванкувера», нового позора, но теперь в области образования, и тогда после провала будем принимать меры? Поздно будет, господа хорошие!

А кто ответит за подмену на всех уровнях управления высшим образованием России профессионалов так называемыми менеджерами? Как эти «эффективные» менеджеры – неспециалисты управляют экономикой страны, мы прекрасно видим. Будем ждать в образовании катастрофу типа той, что случалась на Саяно-Шушенской ГЭС?

К сожалению, Минобрнауки России делает вид, что ничего опасного в образовании не происходит, во всю выступает за процессы «болонизации» и «егэзации» и механическое объединение вузов в федеральные университеты. Но правда заключается в том, что механическое объединение вузов – это ослабление как каждого из них, так и конгломерата в целом.

Убедительным доказательством несостоятельности проводимой модернизации российского высшего образования является тот факт, что при ошеломляющем росте за 15-18 лет численности вузов и количества обучающихся в них студентов (увеличение произошло более, чем в три раза по сравнению с 1991 г.) промышленные предприятия, КБ испытывают острейший дефицит в молодых инженерно-технических кадрах; НИИ, вузы, колледжи, школы не пополняются молодыми учеными, преподавателями, учителями.

Беда, что на очереди у Минобрнауки России новые планы модернизации системы высшего образования. В кабинетах чиновников «созрела» еще одна идея: сокращение в стране более чем на сотню государственных вузов путем их объединения и присоединения. Эта «идея» не имеет под собой серьезных, глубоких проработок, не является плодом исторического анализа становления и развития в мире университетов.

Противоестественным в проведении модернизации высшего образования является резкое снижение доли ППС вузов, выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы. Всего чуть более 20% ППС в вузах ведут научные исследования. Из федерального бюджета финансируется только образовательная деятельность вузов.

Вузы опущены до уровня средней школы. Такого еще никогда в нашей стране не было. Есть ли основание называть вузы университетами, если в них нет даже духа научных исследований? Конечно, нет! Ведь базисной основой вуза, а тем более университета, являются его фундаментальные научные исследования.

Противоестественным в проведении модернизации российского образования является и тот факт, что в результате такой модернизации высшая школа оказалась изолированной от науки, производства, экономики. Это – удавка на горло высшей школы, вузов. Без восстановления тесных связей высшей школы с наукой и производством она не сможет быть полноценной и современной.

Назрела необходимость восстановить деятельность на базе университетов учебно-научно-производственных комплексов (УНПК); деятельность на предприятиях, в НИИ и конструкторских бюро филиалов кафедр университетов; нам необходимо энергичнее и масштабнее приступить к созданию учебно-научно-инновационных комплексов, технопарков, инкубаторов бизнеса, НИИ, конструкторских бюро на базе университетов, которые интегрируют высшую школу и бизнес как в процессе подготовки специалистов, так и в процессе решения конкретных проблем инновационной экономики.

Если мы не остановим модернизацию образования в таком виде, как она сейчас проводится, то нам нечего даже думать о том, чтобы Россия стала лидирующей нацией, которая должна иметь эффективную систему школ и высших учебных заведений, чтобы развить интеллектуальный потенциал своих молодых сограждан.

Я говорю об этом потому, что проводимая в жизнь концепция модернизации образования в России не поставила своей главной задачей качество образования, ее фундаментализации. Джон Гарднер пишет: «Те, кто действительно преданы интересам демократического общества, должны настаивать на том, чтобы свободные люди могли иметь самые высокие стандарты образования… Главный идеал нации будет неосуществим, если основной целью свободного человека станет посредственность». Образование в России в последние годы сориентировано на посредственность.

Триада образование, наука и культура, главным образом, определяет уровень развития страны, в том числе и экономическое развитие. Великая страна – это страна великой культуры, и в то же время страна, имеющая лучшую в мире систему образования, высокого уровня науку. Если все это у государства имеется, то оно будет и экономически крепким, и технологически развитым, и обладать крепкой оборонной мощью, и народ страны будет образованным, культурным, здоровым, богатым, счастливым.

Наглядным примером того, к чему приводит бездарная трата денег, показали результаты зимних олимпийских игр в Ванкувере. Наша команда «провалилась» с треском, провалился весь российский спорт, система подготовки спортсменов мирового класса, хотя в него в последние 10 лет «вбухивали» гигантские суммы денег. Причин здесь много, но главные – это отсутствие в стране отечественных тренеров экстра-класса, отсутствие системного развития спорта, отсутствие современной спортивной базы для подготовки спортсменов, забвение детского и юношеского спорта, который и позволяет готовить спортсменов экстра-класса, отсутствие в стране талантливых тренеров-воспитателей в детском и юношеском спорте. Так на что же были потрачены огромные финансовые средства в спорте? Аналогичная ситуация сложилась и в высшей школе России.

Ошибки в проведении модернизации, как в экономике, так и в образовании, спорте, которые привели к их разрушению, неэффективной трате финансовых и иных ресурсов, неполучению положительных результатов, обусловлены неправильным выбором приоритетов модернизации. К сожалению, такие руководители не способны даже оценить предлагаемые им варианты решения задач, выбрать из их числа оптимальный, суметь, приступая к модернизации, увидеть систему в целом и добиться весомых конечных результатов.

Безнаказанность, безответственность и самоуправство чиновничьего люда будь то в образовании, спорте, как со стороны государства, так и общества, представляют угрозу не только для тех отраслей, где они работают, но и для всей России. Как и всякая угроза, она должна быть устранена и чем быстрее, тем лучше. Сегодня актуальным является для России лозунг: «Кадры решают всё». Кадры высококвалифицированные, опытные, компетентные, за плечами которых крупные дела, успешное руководство коллективами, реальные достижения…

В заключение хочу особо подчеркнуть, что пренебрежение Минобрнауки России мнением образовательной общественности, отторжение чиновниками интеллекта, профессионализма общественных образовательных объединений при определении концепции, принципов и приоритетов модернизации образования; усиление административных методов управления высшей школой, сокращение демократии и академических свобод в вузах; урезание финансирования науки в высшей школе; ориентация в модернизации образования исключительно на экономические критерии, и многое-многое другое стали причиной критической ситуации, которая сложилась за последние пять лет в системе образования.

Мы, работники высшей школы, представители образовательной общественности должны найти в себе мужество честно и объективно заявить о критической ситуации в высшей школе, которая сложилась в результате проведения руководством Минобрнауки России модернизации образования. Мы должны внятно заявить об отказе продолжения той модернизации образования, которая практикуется в настоящее время и о необходимости разработки с участием общественности новой концепции модернизации образования. Мы должны напомнить руководству страны и Минобрнауки России, что не допускает крупные просчеты в модернизации образования тот, кто делает ставку на теснейшее сотрудничество власти и образовательной общественности. Мы обязаны добиваться участия образовательной общественности в подготовке принятия властью решений, связанных с государственной образовательной политикой, стратегией и тактикой развития и модернизации образования.

Президент Международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор

В.Е. Шукшунов

Комментариев нет:

Отправить комментарий