Powered By Blogger

вторник, 4 декабря 2012 г.

НА ЛИНИИ АЛЬТЕРНАТИВ


Ученые требуют научного обоснования  модернизации образования  
Международной Академии наук высшей школы (МАН ВШ) – двадцать лет. Какое место занимает это общественное объединение в постсоветской истории развития образования в России и государствах СНГ, какие проблемы решает? Об этом шла речь на  общем годичном собрании МАН ВШ, посвященном двадцатилетию со дня ее основания. 
Сначала были поздравления. В добрых словах, прозвучавших в адрес МАН ВШ и ее президента, профессора Валентина Шукшунова, отразилась и история организации и суть ее деятельности. «Академия была создана в начале девяностых годов, когда распался Советский Союз и начала разрушаться  единая модель образования и науки, - говорила ученый секретарь Белорусского отделения МАН ВШ Ревмира Пионова. – Благодаря МАН ВШ удалось сохранить многие научные школы, контакты и научные связи между учеными - тому способствовала организаторская работа, издание журнала «Известия МАН ВШ» и регулярно издаваемый сборник трудов «Актуальные проблемы образования и науки в XXI веке», проведение ежегодных академических чтений, участие в научных мероприятиях».
Члены академии не раз выражали альтернативные мнения по поводу путей развития российской высшей школы и государственной политики в области образования.  Выступления на юбилейной конференции также были выдержаны в критическом ключе.
Кратко охарактеризовав 20-летнюю деятельность МАН ВШ,  Валентин Шукшунов поделился своими мыслями о процессах, происходящих в последние годы в сфере российского образования. В частности,  о реорганизации высшей школы: «Не могу принять стахановский метод сверхскоростного укрупнения вузов путем механического их слияния. Этот метод смахивает на то, что делал «народный» академик Т.Лысенко. Что из этого получилось – всем известно». Напомнив слова Ф.Достоевского «Настоящие университеты выделываются веками»,  В.Шукшунов с упреком заметил: «А мы хотим национальные университеты, претендующие на мировой уровень, выпекать как блины».
Подробно остановившись на состоянии инженерного образования в России, руководитель констатировал, что поле инженерной деятельности «свернулось как шагреневая кожа» - на месте предприятий появляются торговые центры. Молодежь не стремится в технические вузы: ведь освоить инженерную специальность гораздо труднее, чем гуманитарную, а по окончании учебы найти работу, особенно с достойной зарплатой, непросто. Выпускнику технического вуза бывает тяжело признаться окружающим, что он простой инженер. На него могут посмотреть как на тяжело больного человека. А ведь на самом деле больно наше общество, больна наша экономика, если в них произошла такая переоценка ценностей – обесценился творческий труд ученого, инженера, конструктора и был поднят на щит труд специалистов по оказанию услуг.  
Организаторы и идеологи модернизации российской системы образования, считает президент МАН ВШ, допустили грубую ошибку. Не учли того, что модернизация не может быть успешной, если она проводится в рамках только одного ведомства – Минобрнауки, в силу того, что система образования принципиально является вневедомственной, общесоциальной и общесистемной. А значит, программа модернизации должна быть ориентирована на системное, взаимосвязанное решение узловых, генеральных проблем и общества, и экономики, и системы образования. Таковых проблем три: обеспечение приращения человеческого капитала и повышения качества нации; повышение потребности в профессионализме; рост личностных и физических качеств выпускников системы образования. Решение этих проблем должно стать главным направлением и генеральной целью модернизации образования в нашей стране.  
Международная академия наук высшей школы, по его словам, которая с первых дней отстаивала интересы образовательного сообщества и, прежде всего, высшей  школы, намерена и дальше активно выступать против непродуманных перемен.
- Мы будем возражать против сведений реформ в системе образования к организационным, структурным изменениям, в основе которых положен единственный экономический критерий – минимизация участия государства в финансировании образовательных учреждений. Против утраты национальных традиций в сфере образования. Будем возражать против осуществления резких, революционных изменений в сфере образования без соответствующей проработки, исследований, экспериментов, выполнения пилотных проектов. Против представления вузов как исключительно субъектов рыночных отношений – субъектов, оказывающих образовательные услуги. У системы образования имеется более высокая общественно значимая миссия – повышать образованность нации, ее интеллектуальный, культурный, духовный и нравственный потенциалы.  Это общечеловеческая миссия, а не услуга. 
Наконец, мы будем возражать против механического объединения высших учебных заведений – без обоснования принципов их объединения на основе научно обоснованных критериев. Будем требовать обеспечения со стороны государства стабильности в работе вузов. Должно быть исключена такая ситуация, когда вузы не знают, что с ними будет завтра – останутся ли они юридическими лицами или войдут в качестве подразделения в другое высшее учебное заведение. Будем требовать прозрачности, открытости и обоснованности в проведении структурных изменений в высшей школе.  
…Выступавшие на собрании поднимали злободневные вопросы. Особенно остро прозвучало выступление вице-президента МАН ВШ, член-корреспондента РАН Л. Пучкова. Московский государственный горный университет, который он многие годы возглавлял, недавно объединился с НИТУ МИСИС в рамках единого исследовательского университета.  «Мы занимались организацией научных исследований в НИУ и выяснили, что очень большое количество проблем связано не с финансированием – как раз эти вопросы решаются. Но сама научная работа организована так, что НИУ и на 20% не могут оправдать то, что в них заложено», -  заявил Л. Пучков. Он сформулировал принципы, которые, по идее, должны лежать в основе организации научных исследований в исследовательских университетах, предупредив, что эти принципы не отличаются «абсолютной новизной», но важно их закрепить в соответствующих документах и сделать рабочими.
Первый принцип - мультидисциплинарного подхода: научный коллектив должен формироваться из всего спектра специалистов, которые работают в НИУ и даже вне его, что вступает в противоречие с существующей структурой университета, поделенного на факультеты и кафедры. Взять специалиста с другой кафедры сложно. Мультидисциплинарный подход применяется на Западе, у нас он впервые был сформулирован в 220-м постановлении правительства в 2008 году. Нужно распространить его на проведение научных исследований в НИУ. Второй принцип – научного руководителя. Его роль в организации исследования должна быть значительно выше, чем любого административного руководителя, включая ректора. Сегодня, по выражению член-корреспондента РАН, мы находимся «в административной ловушке»: на научное руководство   претендуют административные руководители всех уровней. На самом деле только научный руководитель, автор основополагающих идей, в русле которых работает коллектив, может определить, сколько специалистов и какие именно ему нужны. «Сейчас такого нет не только в высшей школе, но и в системе РАН, - заметил Л. Пучков. – У нас в России катастрофическая ситуация с этим. Появляются книги, у которых по 8-10 авторов, включая спонсоров, при этом лицо научного исследователя полностью теряется». Принцип научного руководителя напрямую связан с третьим принципом – научной ответственности.  Руководитель должен отвечать и за исследования, и за результаты, и за людей, причем по закону. Не обеспечил результаты – неси материальную ответственность, возвращай средства. Сегодня такого тоже нет. Система организации научной работы, в том числе и в части финансирования, определяется, в основном, не профессиональными учеными.  Из денег, даваемых на исследования, 40% уходит на налоги, 30% - на откаты. Прямое следствие этого - плагиат, компиляции. 
«Это очень серьезная проблема – организация научно-исследовательской работы в России, и она должна получить законодательное или административное оформление – как можно и как нельзя, за что отвечает научный, а за что – административный руководитель, как решаются проблемы авторства и соавторства, как распределяются средства в научной группе, - подчеркнул докладчик. - Без  исполнения этих принципов нельзя организовать настоящий исследовательский университет». 
Еще одну проблему НИУ обозначил академик-секретарь секции «Высшее образование, подготовка и аттестация  научно-педагогических кадров» член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ Николай Розов. Как известно, одна из основных идей исследовательского университета – привлечение студентов к научно-исследовательской работе совместно с преподавателями и даже самостоятельной (что проявляется и в вопросах финансирования, и в закупке оборудования, и в основных критериях рейтингов). Подчеркнув, что он нисколько не умаляет важности научной работы в высшей школе, Н.Розов заметил, что одно обстоятельство все же сегодня упускается из виду: современный университет – прежде всего, учебное заведение, предназначенное для того, чтобы готовить кадры специалистов, причем не обязательно для исследований – массу рядовых практических работников. Серьезная научная работа молодых, а не имитация ее, требует запаса серьезных базовых знаний. А это значит, что студенты на первых курсах должны получить фундаментальную подготовку, для чего нужны квалифицированные преподаватели, а не исследователи. Современный преподаватель  высшей школы –  не только ученый, но и психолог, и актер. Если человек не любит или не хочет преподавать – ни обучить, ни заставить его нельзя. Было бы правильно, считает Н.Розов, если бы молодой преподаватель вместе с дипломом об образовании мог бы  предоставить на кафедру диплом о педагогической подготовке. Сегодняшние преподаватели, по словам декана педагогического образования МГУ, имеют смутное представление о психолого-педагогической подготовке. Это представление – «с педагогикой не сталкивался, но мне она не нужна» -  нужно менять.
…Участники собрания разделили позицию президиума МАН ВШ и президента академии в отношении проводимой в России модернизации образования, о чем и было записано в решении.
Наталия БУЛГАКОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий