Ученые
требуют научного обоснования
модернизации образования
Международной
Академии наук высшей школы (МАН ВШ) – двадцать лет. Какое место занимает это
общественное объединение в постсоветской истории развития образования в России
и государствах СНГ, какие проблемы решает? Об этом шла речь на общем годичном собрании МАН ВШ, посвященном
двадцатилетию со дня ее основания.
Сначала были поздравления. В добрых словах, прозвучавших в
адрес МАН ВШ и ее президента, профессора Валентина Шукшунова, отразилась и история
организации и суть ее деятельности. «Академия была создана в начале девяностых
годов, когда распался Советский Союз и начала разрушаться единая модель образования и науки, - говорила
ученый секретарь Белорусского отделения МАН ВШ Ревмира Пионова. – Благодаря МАН
ВШ удалось сохранить многие научные школы, контакты и научные связи между
учеными - тому способствовала организаторская работа, издание журнала «Известия
МАН ВШ» и регулярно издаваемый сборник трудов «Актуальные проблемы образования
и науки в XXI веке», проведение ежегодных академических чтений, участие в
научных мероприятиях».
Члены академии не раз выражали альтернативные мнения по
поводу путей развития российской высшей школы и государственной политики в
области образования. Выступления на
юбилейной конференции также были выдержаны в критическом ключе.
Кратко охарактеризовав 20-летнюю деятельность МАН ВШ, Валентин Шукшунов поделился своими мыслями о процессах,
происходящих в последние годы в сфере российского образования. В
частности, о реорганизации высшей школы:
«Не могу принять стахановский метод сверхскоростного укрупнения вузов путем
механического их слияния. Этот метод смахивает на то, что делал «народный»
академик Т.Лысенко. Что из этого получилось – всем известно». Напомнив слова
Ф.Достоевского «Настоящие университеты выделываются веками», В.Шукшунов с упреком заметил: «А мы хотим
национальные университеты, претендующие на мировой уровень, выпекать как
блины».
Подробно остановившись на состоянии инженерного образования в
России, руководитель констатировал, что поле инженерной деятельности
«свернулось как шагреневая кожа» - на месте предприятий появляются торговые
центры. Молодежь не стремится в технические вузы: ведь освоить инженерную
специальность гораздо труднее, чем гуманитарную, а по окончании учебы найти
работу, особенно с достойной зарплатой, непросто. Выпускнику технического вуза
бывает тяжело признаться окружающим, что он простой инженер. На него могут
посмотреть как на тяжело больного человека. А ведь на самом деле больно наше
общество, больна наша экономика, если в них произошла такая переоценка
ценностей – обесценился творческий труд ученого, инженера, конструктора и был поднят
на щит труд специалистов по оказанию услуг.
Организаторы и идеологи модернизации российской системы
образования, считает президент МАН ВШ, допустили грубую ошибку. Не учли того,
что модернизация не может быть успешной, если она проводится в рамках только
одного ведомства – Минобрнауки, в силу того, что система образования
принципиально является вневедомственной, общесоциальной и общесистемной. А значит,
программа модернизации должна быть ориентирована на системное, взаимосвязанное
решение узловых, генеральных проблем и общества, и экономики, и системы
образования. Таковых проблем три: обеспечение приращения человеческого капитала
и повышения качества нации; повышение потребности в профессионализме; рост
личностных и физических качеств выпускников системы образования. Решение этих
проблем должно стать главным направлением и генеральной целью модернизации
образования в нашей стране.
Международная академия наук высшей школы, по его словам, которая
с первых дней отстаивала интересы образовательного сообщества и, прежде всего,
высшей школы, намерена и дальше активно
выступать против непродуманных перемен.
- Мы будем возражать против сведений реформ в системе
образования к организационным, структурным изменениям, в основе которых положен
единственный экономический критерий – минимизация участия государства в финансировании
образовательных учреждений. Против утраты национальных традиций в сфере
образования. Будем возражать против осуществления резких, революционных
изменений в сфере образования без соответствующей проработки, исследований,
экспериментов, выполнения пилотных проектов. Против представления вузов как
исключительно субъектов рыночных отношений – субъектов, оказывающих
образовательные услуги. У системы образования имеется более высокая общественно
значимая миссия – повышать образованность нации, ее интеллектуальный,
культурный, духовный и нравственный потенциалы. Это общечеловеческая миссия, а не услуга.
Наконец, мы будем возражать против механического объединения
высших учебных заведений – без обоснования принципов их объединения на основе
научно обоснованных критериев. Будем требовать обеспечения со стороны
государства стабильности в работе вузов. Должно быть исключена такая ситуация,
когда вузы не знают, что с ними будет завтра – останутся ли они юридическими
лицами или войдут в качестве подразделения в другое высшее учебное заведение.
Будем требовать прозрачности, открытости и обоснованности в проведении
структурных изменений в высшей школе.
…Выступавшие на собрании поднимали злободневные вопросы. Особенно
остро прозвучало выступление вице-президента МАН ВШ, член-корреспондента РАН
Л. Пучкова. Московский государственный горный университет, который он многие
годы возглавлял, недавно объединился с НИТУ МИСИС в рамках единого
исследовательского университета. «Мы
занимались организацией научных исследований в НИУ и выяснили, что очень
большое количество проблем связано не с финансированием – как раз эти вопросы
решаются. Но сама научная работа организована так, что НИУ и на 20% не могут
оправдать то, что в них заложено», -
заявил Л. Пучков. Он сформулировал принципы, которые, по идее, должны
лежать в основе организации научных исследований в исследовательских
университетах, предупредив, что эти принципы не отличаются «абсолютной
новизной», но важно их закрепить в соответствующих документах и сделать
рабочими.
Первый принцип - мультидисциплинарного подхода: научный
коллектив должен формироваться из всего спектра специалистов, которые работают
в НИУ и даже вне его, что вступает в противоречие с существующей структурой
университета, поделенного на факультеты и кафедры. Взять специалиста с другой
кафедры сложно. Мультидисциплинарный подход применяется на Западе, у нас он
впервые был сформулирован в 220-м постановлении правительства в 2008 году. Нужно
распространить его на проведение научных исследований в НИУ. Второй принцип –
научного руководителя. Его роль в организации исследования должна быть
значительно выше, чем любого административного руководителя, включая ректора.
Сегодня, по выражению член-корреспондента РАН, мы находимся «в административной
ловушке»: на научное руководство претендуют
административные руководители всех уровней. На самом деле только научный
руководитель, автор основополагающих идей, в русле которых работает коллектив, может
определить, сколько специалистов и какие именно ему нужны. «Сейчас такого нет
не только в высшей школе, но и в системе РАН, - заметил Л. Пучков. – У нас в
России катастрофическая ситуация с этим. Появляются книги, у которых по 8-10
авторов, включая спонсоров, при этом лицо научного исследователя полностью
теряется». Принцип научного руководителя напрямую связан с третьим принципом –
научной ответственности. Руководитель
должен отвечать и за исследования, и за результаты, и за людей, причем по
закону. Не обеспечил результаты – неси материальную ответственность, возвращай
средства. Сегодня такого тоже нет. Система организации научной работы, в том
числе и в части финансирования, определяется, в основном, не профессиональными
учеными. Из денег, даваемых на
исследования, 40% уходит на налоги, 30% - на откаты. Прямое следствие этого -
плагиат, компиляции.
«Это очень серьезная проблема – организация
научно-исследовательской работы в России, и она должна получить законодательное
или административное оформление – как можно и как нельзя, за что отвечает
научный, а за что – административный руководитель, как решаются проблемы
авторства и соавторства, как распределяются средства в научной группе, -
подчеркнул докладчик. - Без исполнения
этих принципов нельзя организовать настоящий исследовательский
университет».
Еще одну проблему НИУ обозначил академик-секретарь секции
«Высшее образование, подготовка и аттестация научно-педагогических кадров» член-корреспондент
РАО, декан факультета педагогического образования МГУ Николай Розов. Как
известно, одна из основных идей исследовательского университета – привлечение
студентов к научно-исследовательской работе совместно с преподавателями и даже
самостоятельной (что проявляется и в вопросах финансирования, и в закупке
оборудования, и в основных критериях рейтингов). Подчеркнув, что он нисколько не
умаляет важности научной работы в высшей школе, Н.Розов заметил, что одно
обстоятельство все же сегодня упускается из виду: современный университет –
прежде всего, учебное заведение, предназначенное для того, чтобы готовить кадры
специалистов, причем не обязательно для исследований – массу рядовых
практических работников. Серьезная научная работа молодых, а не имитация ее,
требует запаса серьезных базовых знаний. А это значит, что студенты на первых
курсах должны получить фундаментальную подготовку, для чего нужны
квалифицированные преподаватели, а не исследователи. Современный
преподаватель высшей школы – не только ученый, но и психолог, и актер.
Если человек не любит или не хочет преподавать – ни обучить, ни заставить его
нельзя. Было бы правильно, считает Н.Розов, если бы молодой преподаватель
вместе с дипломом об образовании мог бы
предоставить на кафедру диплом о педагогической подготовке. Сегодняшние
преподаватели, по словам декана педагогического образования МГУ, имеют смутное
представление о психолого-педагогической подготовке. Это представление – «с
педагогикой не сталкивался, но мне она не нужна» - нужно менять.
…Участники собрания разделили позицию президиума МАН ВШ и
президента академии в отношении проводимой в России модернизации образования, о
чем и было записано в решении.
Наталия БУЛГАКОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий